Как я пришла в профессию продюсер
Лера Новик участвовала в создании каждого рекламного ролика нашего агентства с августа 2021 года. В этой статье вас ждет рассказ о ее истории успеха и уникальном пути в профессии.
Шаг 1: Массовка
Году в 2010-2011 я нравилась одному парню, он решил покадриться и позвал меня в кино сниматься в массовке. Я пришла в павильон на Мосфильме. Захожу на съемочную площадку, всюду ходят люди, все на нервах, суетятся, ругаются… И я такая: «Вау, я хочу здесь работать». Произошло озарение, дзынь.
Только я не понимала кем. Мне просто хотелось быть причастной к процессу. Я знала о существовании режиссера и оператора, а про продюсеров, художников, директоров съемочной группы, администраторов и костюмеров я не знала ничего. Решила, что хочу быть человеком, который разбирается во всем этом. Позже я поняла, что этого человека называют продюсером.
Устроиться на работу в кино без знакомых тогда было невозможно, это и сейчас отчасти так. А у меня знакомых не было, и я продолжила ходить в массовку, чтобы познать съемочный процесс, посмотреть на него со всех сторон.
Лирическое отступление: как я закурила
На тот момент я была девочкой 17-18 лет в окружении мужчин и женщин за 40. Все они курили, это тогда было модно. А в курилке всегда происходят самые классные разговоры — обсуждение сцен, кадров, и кто где накосячил. Мне нужно было влиться в компанию, поэтому я ходила в курилку со всеми, в нужное время, чтобы послушать.
Все обменивались опытом, а я впитывала. В итоге я закурила по полной программе, и уже никто не мог меня представить без сигареты, кофе и телефона у уха: 7-8 чашек и 1-2 пачки в день. Слава богу, я выжила.
Шаг 2: Бригадир по массовке, кастинг-директор и ассистент по актерам
Параллельно с сидением и наблюдением я со всеми знакомилась. В том числе с бригадиром, который набирал массовку. Мы подружились, и за сигареткой я ему сказала, что очень хочу поработать в кино, чтобы он в случае чего имел меня в виду, мало ли вдруг.
Так получилось, что у него вскоре появился проект — детский фильм, и он позвал меня бригадиром по массовке. Чудо, что он мне это доверил. Я безумно испугалась, но, естественно, согласилась. Спойлер: у меня получилось, потому что я была готова не спать, не есть, и очень сильно горела этой работой.
Нас вызывали к 12 часам дня, я приезжала к 9 утра, сидела, наблюдала и помогала чем могла. Водила детишек на съемки и ставила им хореографию для фильма за 2000 рублей, потому что сама в тот момент занималась танцами. И была в полном восторге от того, что ставлю танцы для фильма.
Примерно 2 года я проработала бригадиром по массовке, потом стала ассистентом по актерам, проработала еще 1,5-2 года, стала кастинг-директором и была два в одном — кастинг-директор и ассистент по актерам. А потом познакомилась с заместителем директора.
Шаг 3: Администратор-рабочий
Заместитель директора увидел, что я бойкая, а мне как раз уже надоели эти актеры, и я очень хотела в администрацию. К тому моменту я поняла, что администрация делает очень многое. До того, как все приедут, за 1,5 часа админ должен выставить караван, подключить его, чтобы буфет кипел, а грим-костюм был прогрет, особенно если на улице зима. Караван — это фургоны и грузовики, которые стоят неподалеку от места съемки и обеспечивают съемочную группу всем необходимым — от места хранения грима/костюма до электроэнергии и теплого чая.
Дальше админ должен подготовить площадку к смене и встретить группу, раздать рации. После нужно выставить плейбек — экран, на котором режиссер или продюсер могут просматривать отснятый материал. Потом администратору нужно определить, где располагается группа, координировать по площадке, решать все ЧП и закрывать смену.
В сфере кино все, мягко говоря, недолюбливают администраторов и всегда недовольны их работой. Из-за админов происходит большинство задержек и ЧП. Я захотела собственным примером доказать, что это подразделение может работать нормально. Я стала администратором-рабочим и изменила это отношение, по крайней мере в группах, с которыми работала. Теперь могу одной рукой поставить палатку-кабриолет и повесить мусорный мешок так, что он не отлетит ни от какого ветра.
Шаг 4: Администратор
Потом я еще подросла и стала администратором, но мне попадались только дешевые проекты — в основном это был Первый канал и Россия-1 с очень заниженными бюджетами. Возможно, изначально бюджеты были нормальными, просто до большинства проектов они не доходили. Как бы то ни было, мне приходилось работать сразу за несколько человек и за 30 000 рублей.
Однажды мы снимали в Боровске, и в одной сцене актер должен был нырнуть в реку в ноябре. У нас, естественно, был один дубль, потому что запасного костюма не было. Камера. Мотор. Едет грузовик. А грузовик — это 100 процентный брак по звуку. 20-летняя Лера бежит пантомимой тормозить машину.
В общем, это было жестко, у каждого человека есть лимит. Сейчас я бы так уже не смогла. На очередном сериале, где я работала админом, был слабый заместитель директора, и мне приходилось выполнять множество его обязанностей. Тогда же я стала познавать должность второго режиссера, он часто отходил и оставлял на меня площадку. Я помогала вести подготовку к кадру, помогала расставлять массовку и т.д.
Лирическое отступление про побегушки
Там, кстати, была история: я сижу в жуткой запаре, и продюсер мне говорит: «Лер, сгоняй за сигаретами». Я помню это до сих пор. На данный момент я ее переросла, и недавно она у меня спрашивала рекомендации по специалистам, но сколько же тогда во мне было злости. Причем этих сигарет нигде не было. Я оббегала весь Мосфильм и выехала за его огромную территорию, чтобы найти ей эти Вог с ментолом — я потратила на поиски 2 часа и из-за этого потом сидела в офисе на Мосфильме до 12 ночи, чтобы все успеть.
Шаг 5: Не зам, а директор
На этом сериале, в 2015 году, меня заметил один продюсер и позвал заместителем директора в другой большой московский проект. Но у директора случились какие-то семейные обстоятельства, и он за месяц до съемок слился. Продюсер мне говорит: «Вижу, ты толковая, будешь директором?» Конечно, буду!
Добавились новые обязанности, но административные никуда не делись. Я была одна за всех, буквально, и отвечала за каждый микроэтап производства во время подготовки и съемочного периода. Я несла ответственность за людей, за график, за транспорт и сметы. Договаривалась со всеми подрядчиками и вела отчетность о времени работы каждого человека из команды, составляла большие таблицы на оплату каждого спеца, отправляла финансовые заявки и так далее.
Шаг 6: Директор — второй режиссер и кровавая барыня
В 2017 году на сериале «Кровавая барыня» я работала директором. Но второй режиссер болела, и месяц-полтора в начале съемочного периода мне приходилось ее заменять.
Мы, в том числе, снимали в кино-городке Ленинские горки — в кадре у нас должны были скакать кони. Подъезжала карета, уезжала карета, дубль, заново, дубль, заново. А кони назад не двигаются, я этого не знала. И я с конями этими нарезала круги, чтобы из раза в раз возвращать их на исходную точку. Потом Лоси в Лосином острове смотрели на нас как на привидений, когда мы -37С° ехали мимо них на съемки очередной сцены.
(Сносочка от редакции: в 2020-2021 в лютый мороз январских праздников наши ребята на съемках «Полицейского с YouТюба» убегали от лосей).
Бюджет «Барыни» был минимальный. Стояла палатка-кабриолет, стол, чайник со льдом, термопот со льдом и замерзшее в ледышку молоко. Не было даже буфета, только сушки. Актеры стирали в проруби в -37. У нас была очень классная команда, мы отлично сработались, и только благодаря этому проект получился. Но несмотря на то, что из ничего получилось сделать вау, я поняла, что у меня заканчиваются силы и какой-то задор, благодаря которому я столько лет вывозила. Начались сомнения в правильности выбранного пути.
Потом был еще ряд небольших проектов, на которых я работала то директором, то продюсером (съемок видео для ютуба) — в основном у меня была проектная работа, и мне везло, я никогда не сидела без дела. Проект, месяц перерыва, и новый проект.
Шаг 7: «За всех» в пандемию
В 2020 году очень мало кто снимал, а мы работали. У нас в запуске был сериал, на котором я была директором. Мы сидели в офисе на подготовке, никуда особо не выезжали, весь скаутинг проходил онлайн — мы ходили по Яндекс Картам и отсматривали улицы, на которых планировали снимать.
Я оформляла всей группе пропуска — кому-то получилось сделать постоянные, кому-то приходилось писать справки от компании. Сама я каждый день ездила «в Медси на анализы» — медицинские разрешения можно было получать практически ежедневно.
Мы приезжали в офис, проводили обсуждения, читки сценария и сверяли планы на 40-50 съемочных смен, где по каждому дню и часу были прописаны кадры, которые нужно снять. В самый жесткий локдаун мы готовились к съемкам, потом летом начались послабления, и в июле мы запустились.
Работать мне все так же приходилось за огромное количество людей, на мне было много административных обязанностей, в том числе расселение актеров и группы во время выездных съемок в Крыму. На протяжении месяца каждый день я спала максимум по 4-5 часов.
К этому моменту в неадекватном бешеном ритме я уже прожила лет 6, и вдруг поняла, что меня юзают и в хвост и в гриву. Из-за моей исполнительности и результатов на меня повесили нереальную ношу и решили, что пока молчит, пускай делает.
Я захотела уйти из-за отношения других людей к общему делу, из-за огромного количества обязанностей и необходимости работать на трех позициях одновременно. Спасибо психологу, что вправила мне мозги. Я поняла, что есть нормальная работа, которой я, наверное, все же достойна. Я ушла и думала, что не вернусь. Все, никаких больше съемок в моей жизни.
Поворот не туда
Потом на месяц меня занесло поработать арт-директором в ресторане — до кино я лет с 15-ти работала официанткой, потом менеджером и хостес. Это знакомая мне сфера. Думаю, если бы не съемки, я бы пошла в ресторанный бизнес, он интересный.
Через месяц я оттуда ушла, и меня пригласили кастинг-директором на телеканал Шоппинг-лайф. Для меня просто искать экспертов было отдыхом, с учетом всего моего бэкграунда. Я там проработала 7-8-9 месяцев. Уже через полгода я поняла, что надо все же возвращаться в съемки, это настолько моя история, что я не могу жить иначе.
Но в кино и сериалы мне больше не хотелось, а хотелось мне в рекламу. Знакомых в этой сфере у меня не было, и я пошла на старый добрый HH рассылать резюме.
Шаг 8: Продюсер рекламного агентства
Я подавала резюме в разные продакшены, но мне отвечали, что у меня нерелевантный опыт. Хотя снимать рекламу объективно легче, чем кино и сериалы. Я даже сама начала сомневаться, может быть я действительно чего-то не знаю, может, в рекламе все по-другому.
В августе я увидела 9 Панд, Hr меня заметил, и вот я здесь.
(Сносочка от редакции: когда мы узнали, что захантили Леру, мы думали ровно наоборот: как круто, что у нас будет спец из кино. Мы подозревали, что она идет к нам, чтобы перебиться полгодика до следующего кинопроекта. Но очень скоро поняли, что Лера — наш человек, никуда она от нас не собирается, ей с нами хорошо, и это взаимно).
В рекламе все оказалось ровно так же, как и в кино. Все работают одинаково. Единственное отличие рекламного агентства в возможности больше отдыхать и не упахиваться до отказа.
Уровень качества в рекламе однозначно выше: сериалы — полная жесть, полные метры еще более-менее, а реклама всегда делается прям кайфовая. Удовольствия стала больше получать от работы — делаешь масштабные проекты, получается красивая сочная картинка, и мурашки по коже.
Я просто обожаю процесс. Итоговый результат, конечно, тоже, но больше кайфа я получаю именно от процесса подготовки производства. Люблю расписать на доске планы, что где происходит, процесс обсуждения люблю, зумы и общие встречи, на которых происходит генерация идей: мы обсуждаем скаутинг, обсуждаем метод съемки, тайминг, кастинг, и в процессе общения что-то рождается. Это круто. Еще я люблю сами съемки, но на них я теперь отдыхаю. Потому что моя работа происходит до, а на площадке я сижу, смотрю в плейбек и кайфую.
Мне настолько нравилось то, что я делаю, что в прошлом году я купила классный курс по маркетингу и изучила его просто для себя, чтобы понимать, как он работает, и почему нужно делать так, а не иначе. Еще психологию изучала, потому что она очень важна в продюсерстве — постоянно общение, договоры, нужно понимать, чего от кого ожидать.
А еще нужно иметь огромный интерес к сфере, быть гиперответственным и любить людей. Часто продюсеры людей не любят, и из-за этого на площадке царит очень неприятная напряженная атмосфера. А в творческих историях настрой команды — одна из самых важный частей работы, которая может просто спасти проект. Я стараюсь всегда создавать такую аккуратно-дружескую атмосферу и позитивный настрой, который мало где есть. А у нас он есть. Это круто, я этим горжусь.
Оглядываясь назад, я понимаю, что из образования мне пригодились только курсы английского языка. Я училась в РАНХИГС в Красногорском филиале на государственном и муниципальном управлении, а на 3 курсе, когда мне сказали, что мы будем писать курсовую на тему «производство туалетной бумаги на заводе», я открыла айпад и перешла в МИТРО на продюсирование.
Но это оказалось не продюсирование, а просто менеджмент. Там меня на 3-4 курсе просили вести уроки. По факту, обучение ничего мне не дало. Я не уверена, есть ли у нас действительно толковое образование в сфере продюсирования. На тот момент его не было. Исходя из своего опыта могу с уверенностью заявить, что научиться этому ремеслу можно только на практике. В съемках решает исключительно опыт.
Каждый проект, на котором я работала, был очень жестким и суровым, зато сейчас для меня реально нет ничего невозможного. Если ты хочешь, можно сделать что угодно, всегда есть несколько путей решения задачи — дороже, дешевле, такой, сякой, но абсолютно любой вопрос можно решить.
Подведение итогов и цифры
Из всех сериалов больше всего люблю-горжусь «Кровавой барыней», а из кейсов 9 Панд могу выделить «Знакомство с родителями», «Единоборства» (бэкстейдж — просто восторг) — там мы работали с Опельянцем, он просто бомба, и еще «Дуэйн Браво и Поллард» — сняли 3 рекламы за 14 часов и 8 часов я развлекала амбассадоров, в том числе отвечала Дуэйну Браво, почему не работаю с Путиным. Короче, было весело.
Итого:
- Локации — Дубай, Сербия, Турция, Индия и города по всей России: Краснодарский край, Сочи, Крым, Ростов, Кострома
- Полные метры — 3 шт.
- Рекламные ролики — все рекламные ролики 9 Панд, начиная с августа 2021 года
(часть не опубликована, суммарно — больше 40).
- Телесериалы — 15 шт.